Воздушный шар ( аэростат), это первый летательный аппарат, с помощью которого люди начали осваивать воздушное пространство. С момента первого полёта человека на аэростате и по сей день число людей, желающих подняться на нём к облакам, многократно возросло. Тем более, что технологии сделали аэростаты самыми безопасными из современных воздушных судов. Большинство людей пользуется услугами предприятий, занимающихся организацией ознакомительных полётов на аэростате для всех желающих. Но есть немало людей относящихся к этому делу гораздо более серьёзно, чем к разовому развлечению. Если и вас неудержимо манит небо и вам непременно хочется иметь собственный аэростат, вы можете поступить двумя способами.

  1. Просто заказать аэростат без лишних проблем у изготовителя, поскольку магазинов по продаже готовых аэростатов пока не существует. При этом вы можете самостоятельно выбрать размеры, форму, цветовое решение своего будущего летательного аппарата. Срок изготовления 2-3 месяца. Стоимость изготовления зависит от размеров аэростата, количества посадочных мест, сложности изготовления, стоимости материалов, и т.п. Так, что ясность с ценой наступит только при общении с конкретным производителем и вряд ли она будет ниже 450-500 тысяч рублей. Можно посмотреть на «вторичном рынке». Это дешевле, но имейте в виду, что аэростат должен соответствовать требованиям Воздушного кодекса Российской Федерации.

  2. Вы можете построить аэростат своими руками. Это более хлопотно, но, согласитесь, летать на аппарате, построенном своими руками, преодолев все связанные с этим проблемы, это круто. Дело это не лёгкое, но вполне реальное, поскольку в вашем распоряжении будут современные материалы, инструменты и технологии. Пионеры воздухоплавания ничего этого не имели, а ведь справлялись…

  3. И ещё, вы должны иметь ввиду, что то что вы станете обладателем аэростата это только первая часть пути к вашей мечте. Вам ещё предстоит получить большое количество разрешительных документов на право поднимать его в воздух. Кроме того, для обеспечения полётов вам потребуется минимум два помощника и специально подготовленное для транспортировки аэростата (его вес примерно 400 кг.), а если вы будете организовывать туристические полёты, то и пассажиров, которых вам придётся доставлять от места посадки аэростата до точки старта, наземное транспортное средство. А это постоянные дополнительные затраты.

Если ничего из того что сказано выше вас не смущает, и вы готовы вкладывать средства, время и энергию в осуществление своей мечты то для вас не будет лишней приведённая в этой статье информация, хотя она и не является пошаговой инструкцией по изготовлению аэростата.

Прежде чем приступить к делу следует получить общее представление о конструкции шара, технологии его изготовления и правилам дальнейшей эксплуатации. Далее, уже во время работы будут возникать конкретные вопросы, которые придётся решать по мере возникновения. Идеальная ситуация, это если у вас будет человек, уже прошедший эту цепочку. Если нет – придётся искать ответы самостоятельно.

В принципе, конструктивно современный аэростат, использующий в качестве подъёмной силы горячий воздух, ничем не отличается от тех аэростатов, которые использовали первые воздухоплаватели. Он состоит всего из 3 основных элементов:

  1. Купол – это та «ёмкость», которая заполняется горячим воздухом.

  2. Горелка – элемент, позволяющий постоянно подогревать воздух в куполе.

  3. Корзина – место, где находится пилот и пассажиры.

Купол современных тепловых аэростатов шьётся из частей, выкроенных из прочных нейлоновых материалов, например, полиамида или полиэстера. Такая ткань с обратной стороны покрывается силиконом или полиуретаном, что обеспечивает ей хорошую воздухонепроницаемость. Сами ткани обладают очень высокой прочностью, но дополнительно ещё усиливаются вертикальными и горизонтальными лентами, что создаёт надёжный силовой каркас. В оболочку купола вмонтированы клапаны, которые позволяют пилоту за счёт их открытия и закрытия, в определённой мере, управлять аэростатом. Клапаны могут быть расположены как в верхней плоской части оболочки (что позволяет корректировать полёт шара вверх и вниз) или сбоку аэростата (это позволяет корректировать курс). Управление клапанами осуществляется пилотом из корзины с помощью специального гибкого термостойкого шнура и системы блоков. Купол может быть любой, даже самой экзотической формы, но профессионалы отдают предпочтение куполам яйцевидной формы. Аэростаты с такими куполами более манёвренны, двигаются заметно быстрее аэростатов с иными формами куполов и легче в управлении.

Горелка (или блок горелок) – работает на пропан-бутановой смеси. Смесь находится внутри баллонов, расположенных по углам корзины. Объём баллонов может быть различным. Чаще всего он составляет – 40-60 литров, для удобства их загрузки и выгрузки. Горелки закреплены на корзине непосредственно под отверстием для подачи горячего воздуха в оболочке шара.

Корзина (гондола) – предназначена для размещения пилота, пассажиров и грузов. Может быть как открытого типа, так и закрытого. Как, правило, изготавливается из лозы, тростника или ротанга. В нижней части она обтягивается кожей. Пол корзины выстилается морской фанерой, устойчивой к влаге и атмосферным явлениям. Крепление корзины к куполу осуществляется тросами из нержавеющей стали. Тросы защищают от повреждений кожаными чехлами. В корзине должны быть предусмотрены места для надёжного крепления горелок, приборов и иного оборудования.

Современные тепловые аэростаты оснащаются так же рядом приборов, которые служат для контроля за параметрами полёта, а так же условиями его безопасности. Кроме приборов обязательным является на борту наличие радиостанции для связи с центром управления полётом и иными службами.

Далее вам потребуется проект вашего будущего аэростата. Его можно попытаться сделать самостоятельно, при условии, что у вас уже есть определённый опыт работы с аэростатами, или лучше заказать в организации, занимающейся производством тепловых аэростатов.

Газовые баллоны, навигационные приборы, радиостанцию и др. оборудование – приобретаются в готовом виде. Некоторые пытаются делать горелки самостоятельно, но это одна из самых ответственных частей аэростата, поэтому лучше не рисковать и купить фирменные горелки.

Сшить купол можно и самостоятельно. Дело это непростое из-за его огромных размеров. И здесь нужен определённый навык. Поэтому лучше вначале попытаться сделать уменьшенную копию, а уж затем приступать к изготовлению самой оболочки. Тканей, пригодных для изготовления купола достаточно много. По мнению журнала «Воздухоплаватель» наиболее оптимальной по категории цена-качество является южнокорейская ткань POLY TAFFETA 190T SILICONE. Кроить материал рекомендуется нагретым лезвием паяльника при этом, и крой получается ровный, и края реза оплавляются и не требуют дополнительной обработки. Сшиваются части на швейной машинке. Соединение укрепляется прочной лентой. Общая площадь использованного материала ориентировочно 1000 квадратных метров. Ниток на купол может уйти порядка 12 километров.

Корзину можно сплести так же самостоятельно. На одну корзину уходит примерно километр прутьев.

Теперь вы хотя бы приблизительно можете себе представить масштаб работ и сложность проблем, которые вам предстоит решить при самостоятельном изготовлении шара. Желаем удачи в этом нелёгком деле.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

очиститьОтправить