виды аэростатов

Прежде всего, нужно определиться с тем, что же такое аэростат.  В 1865 году вышел труд российского энциклопедиста Алексея Давидовича Михельсона под названием  «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней» где объяснялось, что само название «аэростат» берёт своё начало от греческих слов «aer» (воздух) и «stao» (держусь).  Здесь же давалось определение аэростата как  «воздухоплавательного шара, наполненного газом легче воздуха, и поднимающегося поэтому вверх». На сегодняшний день это определение несколько неточно, поскольку технологически уже давно можно придавать аэростатам практически любую, даже самую причудливую форму, а не только форму шара. Поэтому и наименование «воздушный шар»  так же не точно.

ВИДЫ АЭРОСТАТОВ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ОБОЛОЧКИ

ТЕПЛОВЫЕ АЭРОСТАТЫ (монгольфьеры)

Это аэростаты, подъёмная сила которых создаётся горячим воздухом. В 1782 году французы братья Монгольфье изготовили и подняли в воздух свой аэростат.  Он имел шаровидную форму, объём в 1 кубический метр, был наполнен горячим воздухом и поднялся на высоту всего 30 метров.  Тем не менее, этот полёт считается первым официальным полётом аэростата в мире. В дальнейшем все неуправляемые аэростаты, подъёмной силой для которых служил нагретый воздух, стали именоваться в честь братьев «монгольфьерами».

ГАЗОВЫЕ АЭРОСТАТЫ (шарльеры)

Это аэростаты, подъёмная сила которых создаётся за счёт газов легче воздуха и их смесей. 27 августа 1783 года французский изобретатель  Жак Александр Шарль успешно испытал свой аэростат, наполненный водородом. В честь изобретателя все аэростаты, летающие на водороде (атак же на других газах и их смесях), стали именовать «шарльерами».

КОМБИНИРОВАННЫЕ АЭРОСТАТЫ (розьеры)

Это аэростаты, использующие для осуществления полёта одновременно силу нагретого воздуха и газа (смеси газов) легче воздуха. В таких аэростатах используются сразу две оболочки. Изобрёл этот принцип французский физик Пилатр де Розье. В его честь они и получили своё название. Конструкция аэростата де Розье содержала верхнюю сферическую оболочку, заполненную водородом и нижнюю  цилиндрическую оболочку, наполненную горячим воздухом. К сожалению, изобретатель и его помощник  погибли во время испытательного полёта 15 июня 1785 г. Но изобретение его продолжает жить. В 1999 англичанин Брайан Джонс  и швейцарец Бертран Пиккар осуществили первое в мире кругосветное путешествие на аэростате типа розьер.

ВИДЫ АЭРОСТАТОВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

СВОБОДНЫЕ  АЭРОСТАТЫ

К ним относятся  все неуправляемые аэростаты. Они могут быть как с экипажем, так и без него, могут использоваться в сфере экстремального отдыха, в спортивных, научных и рекламных целях. Свободный аэростат имеет мягкую оболочку, открытую или закрытую гондолу (для высот более 12 км.).

ПРИВЯЗНЫЕ АЭРОСТАТЫ

В принципе, это те же свободные аэростаты, но связанные прочным тросом с лебёдкой, закреплённой на земле. Благодаря этому, при необходимости, может регулироваться расстояние от аэростата до земли. Высота подъёма аэростата при наличии на борту людей – до 2 км., без людей – до 8—10 км. и более. Привязные аэростаты имеют обтекаемую  оболочку с хвостовым оперением. Могут использоваться, для экстремального отдыха, в качестве обзорных площадок, для тренировки парашютистов, а так же в научных и рекламных целях.

СТРАТОСТАТ

Это свободный аэростат, предназначенный для подъёма в стратосферу (свыше 15 км.). Используется, как правило, для научных целей, реже в спортивных. Может быть как с экипажем, так и без него. От обычных аэростатов отличается большими размерами и герметичной гондолой.

УПРАВЛЯЕМЫЕ АЭРОСТАТЫ (ДИРИЖАБЛИ)

Первый полёт управляемого дирижабля был осуществлён 24 сентября 1852 года его создателем изобретателем Анри Жиффаром. Аэростат имел сигаровидную форму, винт и паровую силовую установку мощностью в 3 лошадиных силы.  Своё название получил от французского «dirigeable» — «управляемый». Дирижабли активно использовались в прошлом и у них неплохие перспективы и на сегодняшний день.  Используются, в основном, для целей туризма, пассажирских и грузоперевозок.  В свою очередь дирижабли подразделяются по следующим основным критериям:

  • по типу оболочки: мягкие, полужесткие, жесткие.
  • по типу силовой установки: с паровой машиной, с бензиновым двигателем, с электродвигателем, с дизелями, с газотурбинным двигателем.
  • по типу движителя: крыльевые, с воздушным винтом, с импеллером (лопатачной машиной, заключённой в кольцо), реактивные.
  • по назначению: пассажирские, грузовые, военные.

КЛАССИФИКАЦИЯ АЭРОСТАТОВ

ФАИ (Международная авиационная федерация) подразделяет все летательные аппараты на 16 классов. Каждый класс обозначается заглавной буквой латинского алфавита. В том числе класс свободных аэростатов обозначаются буквой «А», дирижаблей буквой «В». В свою очередь класс свободных аэростатов (класс А) подразделяется на 5 подклассов, каждый из которых состоит из 15 категорий (в зависимости от объема оболочки).

АА – свободные аэростаты, для которых подъёмную силу обеспечивает газ легче воздуха.

АХ – свободные аэростаты, для которых подъёмную силу обеспечивает только горячий воздух.

АМ – свободные аэростаты, для которых подъёмную силу обеспечивает подогретый газ легче воздуха.

AS — свободные аэростаты, для которых подъёмную силу обеспечивает газ легче воздуха и рассчитанные на наддув оболочки в такой степени, чтобы оказывать заметное влияние на характеристики аэростата.

АТ — свободные аэростаты, не подходящие под первые четыре подкласса. 

ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИИ АЭРОСТАТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЁМА ОБОЛОЧКИ

Объем, м3 Обозначение
250…400 АА-2 АХ-2 АМ-2 AS-2 AT-2
400…600 АА-3 АХ-3 АМ-3 AS-3 AT-3
600…900 АА-4 АХ-4 АМ-4 AS-4 AT-4
1200…1600 АА-6 АХ-6 АМ-6 AS-6 AT-6
1600…2200 АА-7 АХ-7 АМ-7 AS-7 AT-7
2200… 3000 АА-8 AX-S АМ-8 AS-8 AT-8
3000…4000 АА-9 АХ-9 АМ-9 AS-9 AT-9
4000…6000 АА-10 АХ-10 АМ-10 AS-10 AT-10
6000…9000 АА-11 АХ-11 AM-11 AS-11 AT-11
9000…12 000 АА-12 АХ-12 АМ-12 AS-12 AT-12
12 000… 16 000 АА-13 АХ-13 АМ-13 AS-13 AT-13
16 000…22 000 АА-14 АХ-14 АМ-14 AS-14 AT-14
22 000 и более АА-15 АХ-15 АМ-15 AS-15 AT-15

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

очиститьОтправить