Прежде всего, нужно определиться с тем, что же такое аэростат. В 1865 году вышел труд российского энциклопедиста Алексея Давидовича Михельсона под названием «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней» где объяснялось, что само название «аэростат» берёт своё начало от греческих слов «aer» (воздух) и «stao» (держусь). Здесь же давалось определение аэростата как «воздухоплавательного шара, наполненного газом легче воздуха, и поднимающегося поэтому вверх». На сегодняшний день это определение несколько неточно, поскольку технологически уже давно можно придавать аэростатам практически любую, даже самую причудливую форму, а не только форму шара. Поэтому и наименование «воздушный шар» так же не точно.
ВИДЫ АЭРОСТАТОВ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ОБОЛОЧКИ
ТЕПЛОВЫЕ АЭРОСТАТЫ (монгольфьеры)
Это аэростаты, подъёмная сила которых создаётся горячим воздухом. В 1782 году французы братья Монгольфье изготовили и подняли в воздух свой аэростат. Он имел шаровидную форму, объём в 1 кубический метр, был наполнен горячим воздухом и поднялся на высоту всего 30 метров. Тем не менее, этот полёт считается первым официальным полётом аэростата в мире. В дальнейшем все неуправляемые аэростаты, подъёмной силой для которых служил нагретый воздух, стали именоваться в честь братьев «монгольфьерами».
ГАЗОВЫЕ АЭРОСТАТЫ (шарльеры)
Это аэростаты, подъёмная сила которых создаётся за счёт газов легче воздуха и их смесей. 27 августа 1783 года французский изобретатель Жак Александр Шарль успешно испытал свой аэростат, наполненный водородом. В честь изобретателя все аэростаты, летающие на водороде (атак же на других газах и их смесях), стали именовать «шарльерами».
КОМБИНИРОВАННЫЕ АЭРОСТАТЫ (розьеры)
Это аэростаты, использующие для осуществления полёта одновременно силу нагретого воздуха и газа (смеси газов) легче воздуха. В таких аэростатах используются сразу две оболочки. Изобрёл этот принцип французский физик Пилатр де Розье. В его честь они и получили своё название. Конструкция аэростата де Розье содержала верхнюю сферическую оболочку, заполненную водородом и нижнюю цилиндрическую оболочку, наполненную горячим воздухом. К сожалению, изобретатель и его помощник погибли во время испытательного полёта 15 июня 1785 г. Но изобретение его продолжает жить. В 1999 англичанин Брайан Джонс и швейцарец Бертран Пиккар осуществили первое в мире кругосветное путешествие на аэростате типа розьер.
ВИДЫ АЭРОСТАТОВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
СВОБОДНЫЕ АЭРОСТАТЫ
К ним относятся все неуправляемые аэростаты. Они могут быть как с экипажем, так и без него, могут использоваться в сфере экстремального отдыха, в спортивных, научных и рекламных целях. Свободный аэростат имеет мягкую оболочку, открытую или закрытую гондолу (для высот более 12 км.).
ПРИВЯЗНЫЕ АЭРОСТАТЫ
В принципе, это те же свободные аэростаты, но связанные прочным тросом с лебёдкой, закреплённой на земле. Благодаря этому, при необходимости, может регулироваться расстояние от аэростата до земли. Высота подъёма аэростата при наличии на борту людей – до 2 км., без людей – до 8—10 км. и более. Привязные аэростаты имеют обтекаемую оболочку с хвостовым оперением. Могут использоваться, для экстремального отдыха, в качестве обзорных площадок, для тренировки парашютистов, а так же в научных и рекламных целях.
СТРАТОСТАТ
Это свободный аэростат, предназначенный для подъёма в стратосферу (свыше 15 км.). Используется, как правило, для научных целей, реже в спортивных. Может быть как с экипажем, так и без него. От обычных аэростатов отличается большими размерами и герметичной гондолой.
УПРАВЛЯЕМЫЕ АЭРОСТАТЫ (ДИРИЖАБЛИ)
Первый полёт управляемого дирижабля был осуществлён 24 сентября 1852 года его создателем изобретателем Анри Жиффаром. Аэростат имел сигаровидную форму, винт и паровую силовую установку мощностью в 3 лошадиных силы. Своё название получил от французского «dirigeable» — «управляемый». Дирижабли активно использовались в прошлом и у них неплохие перспективы и на сегодняшний день. Используются, в основном, для целей туризма, пассажирских и грузоперевозок. В свою очередь дирижабли подразделяются по следующим основным критериям:
- по типу оболочки: мягкие, полужесткие, жесткие.
- по типу силовой установки: с паровой машиной, с бензиновым двигателем, с электродвигателем, с дизелями, с газотурбинным двигателем.
- по типу движителя: крыльевые, с воздушным винтом, с импеллером (лопатачной машиной, заключённой в кольцо), реактивные.
- по назначению: пассажирские, грузовые, военные.
КЛАССИФИКАЦИЯ АЭРОСТАТОВ
ФАИ (Международная авиационная федерация) подразделяет все летательные аппараты на 16 классов. Каждый класс обозначается заглавной буквой латинского алфавита. В том числе класс свободных аэростатов обозначаются буквой «А», дирижаблей буквой «В». В свою очередь класс свободных аэростатов (класс А) подразделяется на 5 подклассов, каждый из которых состоит из 15 категорий (в зависимости от объема оболочки).
АА – свободные аэростаты, для которых подъёмную силу обеспечивает газ легче воздуха.
АХ – свободные аэростаты, для которых подъёмную силу обеспечивает только горячий воздух.
АМ – свободные аэростаты, для которых подъёмную силу обеспечивает подогретый газ легче воздуха.
AS — свободные аэростаты, для которых подъёмную силу обеспечивает газ легче воздуха и рассчитанные на наддув оболочки в такой степени, чтобы оказывать заметное влияние на характеристики аэростата.
АТ — свободные аэростаты, не подходящие под первые четыре подкласса.
ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИИ АЭРОСТАТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЁМА ОБОЛОЧКИ
Объем, м3 | Обозначение | ||||
250…400 | АА-2 | АХ-2 | АМ-2 | AS-2 | AT-2 |
400…600 | АА-3 | АХ-3 | АМ-3 | AS-3 | AT-3 |
600…900 | АА-4 | АХ-4 | АМ-4 | AS-4 | AT-4 |
1200…1600 | АА-6 | АХ-6 | АМ-6 | AS-6 | AT-6 |
1600…2200 | АА-7 | АХ-7 | АМ-7 | AS-7 | AT-7 |
2200… 3000 | АА-8 | AX-S | АМ-8 | AS-8 | AT-8 |
3000…4000 | АА-9 | АХ-9 | АМ-9 | AS-9 | AT-9 |
4000…6000 | АА-10 | АХ-10 | АМ-10 | AS-10 | AT-10 |
6000…9000 | АА-11 | АХ-11 | AM-11 | AS-11 | AT-11 |
9000…12 000 | АА-12 | АХ-12 | АМ-12 | AS-12 | AT-12 |
12 000… 16 000 | АА-13 | АХ-13 | АМ-13 | AS-13 | AT-13 |
16 000…22 000 | АА-14 | АХ-14 | АМ-14 | AS-14 | AT-14 |
22 000 и более | АА-15 | АХ-15 | АМ-15 | AS-15 | AT-15 |